Восстановление голоса

Сталкивались ли Вы когда-нибудь с тем, что после пения или длительного разговора «болит голос»? Каждое слово дается с трудом, осиплость мешает издавать ясные звуки? И так продолжается дни и недели, и вот уже пение становится невозможным….. Форумы вокалистов пестрят сообщениями о подобных проблемах, особенно у людей, профессионально занимающихся пением, вынужденных длительно петь или говорить.

Очевидно, так быть не должно. Ведь пение – это естественный процесс, после которого голосовому аппарату должно быть комфортно, а вовсе не «тяжело».

«Фонопедия» (лечение звуком) — такой же метод постановки голоса (речевого или певческого)  — только применяемая к людям с расстройствами голосообразования или на начальном этапе работы, который, после приведения голосовой функции в норму здоровья, прекращается.

Очень важным при восстановлении голоса является использование метода показа, учитывая свойство голосового аппарата синхронизироваться! Умение педагога правильно показать требуемый звук или упражнение, а не просто объяснить словами, что он хочет от ученика, является залогом успеха при постановке и восстановлении голоса.

Регулировочный образ складывается в нашем сознании не только и даже не столько из слуховых восприятий своего голоса. Если мы слышим голос другого человека (в помещении), то наши уши воспринимают две звуковые волны: прямую (рот поющего – наше ухо) и отраженную (рот поющего – стены, пол, потолок, предметы). Особое значение имеет виброрецепция, проприорецепция, барорецепция и голосообразующее действие. Только подражание правильному звукоизвлечению позволяет исправить недочеты и восстановить «больной голос».

Не случайно, высококачественное пение воспринимается независимо от языка произведения и слушателей. Помимо языка музыки в певческом голосе содержится язык доречевых голосовых сигналов, который также интернационален, поскольку принадлежит всему биологическому виду (человеку).

При пении важным является естественный режим работы гортани. Немного разберемся в регистрах: низкий, средний, высокий, грудной, головной, смешанный, микст, медиум, фальцет, фистула.

Средний, низкий, высокий – это участки диапазона, ничего более. Грудной, головной, смешанный – это термины, которые определяют расположение  вибрационных ощущений во время пения: в груди, голове или и там, и там (смешанный). Слово «микст» в точном значении – «смесь», то есть равнозначно «смешанному». Фальцет – «фальшивый», «ненастоящий», «ложный» – в некоторых трактовках фальцет отождествляется с головным регистром, в некоторых – с микстом.

Предполагается, что хорошо обученный певец звучит без ощущения переходов из регистра в регистр. 

Итак, при восстановлении голоса, наиболее важным является:

  • Естественная работа гортани

 Гортань человека способна издавать звуки в четырех режимах:

  • шумовой – это звук, который производится краями голосовых связок при полном расслаблении;
  • грудной (натуральный, “речевой”) – голосовые связки работают наиболее интенсивно, наиболее плотно смыкаются. Грудной регистр наиболее индивидуален, в нем наиболее четко выражаются половые и возрастные различия;
  • “микст на основе фальцета” (“плотный фальцет”, “оперный фальцет”);
  • “свистковый” или “флейтовый” регистр, который в природе обычно включается у детей первых лет жизни в экстремальных ситуациях. Он служит для выражения крайнего возбуждения, обладает очень высокой интенсивностью и располагает очень большими звуковысотными возможностями вплоть до четвертой октавы.
  • Работа с дыханием

Вспомним одну старинную мудрость: «Пойте хорошо, дышите удобно». Правильный вдох, бесшумный, быстрый, естественный помогает работе гортани и снимает ненужное напряжение. Только опытный преподаватель слышит нюансы дыхания и помогает его исправить.

  • Вибрато

Известно, что певческое вибрато обладает защитной, регулирующей и эстетической функцией.

Профессиональная, умелая постановка голоса является также, по сути, способом восстановления голоса. Принципы и приемы и в одном, и в другом случае примерно одинаковые.

Однако, при восстановлении голоса необходим более щадящий режим, «мелкий шаг», и внимательный учет индивидуальных особенностей и характера нарушений.

Разделы, рекомендуемые для дальнейшего просмотра:

 

° В странице использованы выдержки из книги В.В. Емельянова «Развитие голоса: координация и тренинг», 2000