Эстрадный вокал

Эстрадный вокал в первую очередь отличается принципом индивидуального подхода к обучаемому. Этот принцип нужно подчеркнуть особо, так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер и имеет жанровую многоплановость.

Несмотря на гибкость и пластику поп-музыки есть понятие эталона звука, отличающего эстрадный вокал от академического и народного. Петь Yesterday  в манере Уральского хора — просто нелепо, хотя, возможно, и весело. Вспомним Бурановских бабушек!!

В поп-музыке все берет свои истоки от джаза, от приемов джазовой музыки. Ведь в джазе все шло от подражания инструментам, так как на заре своего развития джазовые певцы, как правило, не имели вокального образования.

Уже давно сформировались системы преподавания эстрадного вокала («школы» эстрадного вокала): по-разному, но об одном и том же.

Эстрадно-джазовое пение – это пение в речевой манере. Это связано с речевыми интонациями и подробностями слова.

В академическом пении главным является звук, «зевок» искажает слово, так как основной задачей академической постановки голоса является (так исторически сложилось) «полетность» звукоизвлечения. Это было необходимо для того, чтобы в условиях хорошей акустики зала голос исполнителя был услышан даже на галерке. Ведь академическое пение зарождалось как прикладное искусство для сопровождения церковных обрядов. Со временем, оно «вышло» за пределы церкви и стало театральным искусством. Звукоусилительной техники тогда не было.

Техника эстрадного пения – это техника микрофонного пения. А микрофон не любит громких звуков и не прощает фальши.

Петь в микрофон надо уметь! Вся методика постановки эстрадного голоса, так же, как и джазового и рокового, нацелена именно на это.

Сначала в джазе был моден так называемый «узкий» звук, как у духовиков, так и у вокалистов, которые просто подражали музыкальным инструментам. С годами технические возможности эстрадных певцов росли и развивались. Современное эстрадное пение – это высокотехничное, полноценное вокальное искусство.

В поп-музыке должна быть задета энергетика «сердца», важны интонации: они бывают актерские и вокальные (то есть удлиненные актерские). Одной из первых в России интонациями начала пользоваться Алла Пугачева. Сейчас уже многие исполнители используют довольно-таки часто эту манеру, по которой и являются узнаваемыми. Одним из примеров использования своих интонаций и манеры может быть Земфира – Вы узнаете ее новую песню без объявления названия и автора, просто услышав ее индивидуальность. В этом и заключается искусство исполнения поп-музыки.

Как и в джазе, при исполнении поп-музыки обязательно должно присутствовать особое ритмическое ощущение и внутридолевая пульсация. Если певец не владеет ритмом, но ничего общего с эстрадным пением не получится. Но понятия эти сложны, и разобраться в них можно только в ходе регулярных и длительных занятий.

Люди делятся на интравертов и экстравертов (это зависит от обращения вектора психики наружу или внутрь).И это очень важно. Скучно бывает слушать интравертов: они могут понимать все, о чем поют, и внутри их проходит целая жизнь, но только внутри! Важно уметь отдавать энергию!!! Если человек эмоционально закрыт, то возможно «сделать ставку» на голос и вокальную технику. Соответственно, подобрать произведения, в которых виртуозный вокал и будет являться сутью исполнения.

А есть вокалисты, которые «берут» за душу. И здесь открывается широкое поле для работы. Ведь такой человек, имея даже «небольшой» голос, может заворожить своим исполнением. Вспомним Астрид Жильберто, которая говорила о том, что «она не певица, а исполнительница bossa nova». Но мир до сих пор восхищается bossa nova  в ее исполнении!!!!! Или великая Клавдия Шульженко!!!

Кроме того, необходимо развивать музыкальный вкус и общую культуру. Очень важно также учитывать «природу» каждого ученика. И не надо с ней бороться!! Преподаватель должен «вытащить» из ученика все лучшее, что заложено в нем, и умело «спрятать» недостатки. Это делается правильным подбором репертуара, выбором драматургии и «подачи» песни, тональности, образа, сценических движения и вокальных приемов.

Вокальные занятия в классе эстрадного пения должны охватывать не только «распевание песен», но и работу над техникой голоса, обсуждением прослушанной музыки, посещение концертов мастеров жанра и обязательными сценическими выступлениями, которые могут быть как «рабочими» (где ученики поют друг для друга), так и «открытыми», с приглашением друзей и близких.

Таким образом, в эстрадно-джазовом пении, особенно важным является сочетание индивидуальности, энергетики, особого чувства ритма, ну и, конечно, правильной постановки голоса. Не стоит думать, что спеть в этой манере – проще всего. Терпение, постоянные репетиции и погружение в замечательный мир музыки – это прекрасная возможность оторваться от трудовых будней, а может, и сделать своей профессией!

Разделы, рекомендуемые для дальнейшего просмотра: