Джаз

В каком стиле Вы бы не хотели петь, для начала нужно получить базовые навыки, научить голос правильно работать и не «болеть» от вокальной или речевой нагрузки.

Постановка голоса бывает академической, народной и эстрадной (современной).

В каждом из этих направлений есть определенные различия. Необходимо понимать, что, обучаясь изначально академическому пению, очень сложно потом перестроиться и перейти на народное или эстрадное. На это  нужны будут дополнительные усилия, которые не факт, что увенчаются успехом. Так же и наоборот.

Джазовое пение произошло от блюзового вокала. В джазе всегда есть и блюзовый лад, и экстатическое ведение мелодии, так называемое «шаут-пение». Именно блюзовые певцы обогатили джазменов пластичностью фразировки блюзовых тонов.

На джазовый вокал также воздействовали и инструменталисты. Ведь такой вид джазового пения, как скэт – вокальное подражание инструменту, его артикуляции и тембру – изобрел трубач Луи Армстронг.

 

Еще раз напомним, что все это возможно только при наличии основательных базовых навыков  пения, которые получают в рамках «курса вокала для начинающих»!!!!

Если критерием европейского вокала являются так называемое «бельканто» (звук такого голоса должен сливаться в хоре), то в джазе утвердился парадоксальный саунд. Это пение с хрипом, как у Армстронга, подвывающий звук, как у Хаулин Вульфа, или гнусавый звук, как у Джерри Ли Хукера.  Именно эти особенности голоса в джазовом пении позволяют певцу выделяться на фоне оркестра. И, хотя такой звук, совершенно не подходит для пения в хоре, в джазе он является одним из главных вокальных приемов.

«Заниженное интонирование» пришло в джаз из блюза.  А блюз, как известно6 это аналог русского народного плача. Депрессивное состояние в блюзе выражается в том, что при джазовом пении вокалист интонирует мелодию чуть ниже, чем на фортепиано.  Эффект сразу становится заметным, когда джазовую мелодию пытается спеть академический вокалист.  Его нейтральная интонация лишает мелодию джазового шарма.

В процессе обучению джазовому вокалу, ученику необходимо научиться петь различные стили с разной интонацией. Для этого используется методика «подражания», когда ученик поет отрывки джазовых композиций с «плюсом», вместе с исполнителем или преподавателем, пытаясь полностью соответствовать его звуку. Ведь по-другом никак не объяснишь, как сделать микрозанижение.

Обучение эстрадно-джазовому пению включает в себя также и развитие ритмического мышления.  Это отдельный пласт работы.

Джазовая фразировка носит название «офф-бит». Что это означает? Цель ее заключается в том, чтобы «накачать» во фразу энергию («свинг»). В результате взаимодействия мелодии и аккомпанемента появляются синкопы.  Развитие чувства джазового ритма при обучении эстрадному джазовому вокалу является одним из длительных и сложных этапов обучения.

Немного истории джаза

Джаз – это род профессиональных музыкальных искусств, который возник в Южных штатах Америки на рубеже IX-XX веков в результате слияния европейской и африканской музыкальных культур. Разновидностью инструментальной музыки является рэгтайм – фортепианный стиль исполнения джаза.

В течение первых двух десятилетий сформировался новоорлеанский стиль джаза, для которого характерна коллективная импровизация.

Свинг, би-боп, кул-боп – это стили джаза, формирующиеся в различные годы развития этого направления. Босса-нова, соул, рок-музыка – это также стили джаза, которые возникли в результате взаимодействия джаза с танцевальными ритмами поп-музыки и фольклором различных народов.

Таким образом, уроки джазового вокала – это серьезное погружение в теорию и ньансы джаза. И, если Вы хотите научиться петь джаз, Вам нужно настроиться на длительную работу, которая позволит развить в Вас чувства, ощущения мелодии и ритмику, совершенно незнакомые Вам ранее.

 

Разделы, рекомендуемые для дальнейшего просмотра:

 


** В написании текста использованы:
— Олег Степурко «Скэт-импровизация», М, 2007;
— О.К. Королев «Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и поп-музыки», М., 2002